Главная » 2016 » Июнь » 27 » Игра престолов. Обзорная статья по 9 серии 6 сезона.
20:47
Игра престолов. Обзорная статья по 9 серии 6 сезона.

«Битва бастардов»: песнь льда и огня

Это была серия уникальная по внутренней драматургии – в ней на протяжении часа были показаны события всего лишь двух (!) локаций – невиданная вещь для ИП. Но КАК это было показано!!! Это настоящее воплощение «песни льда и огня» в кинодраматургии: завязка, развитие драмы, кульминация и развязка показаны в двух параллельных историях: «огненные» сцены и теплые цвета – это Дейенерис со своими драконами, а холодные голубоватые «ледяные» оттенки Севера – это битва бастардов. 

Первая локация серии – Миерин и противостояние Дейенерис и «господ», вторая – собственно битва бастардов за Винтерфелл. Вся серия была построена на параллелях между этими двумя сюжетами – но каждый из них имел свои подробности и особенности. Линия Дени была более триумфальной, простой и местами даже пафосной))) Линия Джоника – драматичной, сложной и очень переживательной для поклонников.

ЗАВЯЗКА. Все параллели начинаются с показа расстановки сил в обеих локациях. В Миерине вернувшаяся королева обсуждает с Тирионом дальнейшие перспективы действий. Впервые мне показалось, что Тирион… боится! Он буквально заискивает перед королевой, он оправдывается и призывает ее быть осторожной.  

Но после перенесенных проблем и побед Дейенерис стала жёсткой, жестокой и даже кровожадной: она загадочно улыбается и принимает самостоятельное решение – бороться против «господ» и показать, наконец, чего она стоит. И хотя им на голову сыплются осколки снарядов и собственных стен – это только укрепляет решимость Дени.   

Во второй локации расстановка сил кажется менее перспективной и убедительной. Численный перевес явно не на стороне армии Джоника. Санса смотрит на него свысока, поучает и спорит, несмотря на то, что она ничего не смыслит в войнах (так она говорит, по крайней мере), она лучше умрет, чем снова попадет в лапы Рамси – в этот момент кажется, что вот наконец в Сансе проснулось что-то старковское… Красная жрица вместо совета что-то рассеянно бормочет, совершенно не внушая уверенности и надежд перед боем, и слушаться Джоника она совсем не намерена (это про повторное воскрешение, в случае чего), а в дальнейшем разговоре выясняется, что она и в собственных силах по-прежнему не уверена... Крепкий парень Тормунд, на которого Сноу возлагает большие надежды, выглядит полным идиотом, практически не разбираясь в военной терминологии – тактические планы Джоника и их пояснения «на пальцах» Тормунду обыграны как шутка, но вообще-то это совсем не смешно. Это, простите, провал. Умудренный опытом Давос почти всё время молчит, мне кажется, потому что он один понимает полную бесперспективность всей этой затеи, но во-первых – отступать уже поздно, во-вторых – он на что-то надеется, на какое-то чудо – ведь ему был знак: он нашел игрушечного олененка Ширен… 

 Но Сноу этого не знает, и по итогу – ничто не укрепляет решимости Джоника…

После показа «расстановки сил» сюжетная линия Дейенерис попахивает неоднозначностью исхода и чрезмерной самонадеянностью королевы, а линия бастардов – однозначной победой Болтона…

РАЗВИТИЕ. Параллельность сюжетов прослеживается и дальше: нам показаны две предварительные встречи противоборствующих сил. В той части, где разворачивается, условно говоря, «песнь огня» - всё очень быстро переходит в триумф Дейенерис (вот отсюда и ощущение некоторого пафоса происходящего). Почти комическая сцена переговорщиков, где Дейенерис слушает самонадеянный бред «господ», а потом саркастически говорит: «Мы, видимо, не совсем четко выразились – сдаетесь вы!» - это настоящий триумф королевы. 

Несколько секунд спустя она взбирается на дракона и взмывает в небо, а следом за ней, разрушив стены подземелья, взлетают братики-дракончики, предварительно освобожденные от цепей Тирионом. Право вести переговоры переходит к Тириону и Серому Червю. Последний толкает красивую речь на родном языке солдат – и доблестная армия разбегается в секунду)) 

После неожиданной расправы над двоими (наиболее подлыми) «господами» Червь передает слово Тириону – и тут уже мы видим его триумф: карлик становится в прямом и переносном смысле выше обычного человека (униженного и запуганного, с накрашенными глазками, которые кажутся заплаканными потекшей тушью) и милостиво дарует ему жизнь. Это мудрый стратегический ход: после рассказов этого несчастного очевидца вряд ли кто-то рискнет вот так сдуру нападать на Дейенерис.

Но если в «песне огня» этот куплет звучит победно, то противостояние в стане «песни льда» окончательно убеждает нас в превосходстве Болтона над Сноу. На предварительной встрече Рамси над ним откровенно издевается, грубит и ерничает, называет Джона ублюдком, а Сансу дорогой женушкой (в итоге она не выдерживает и покидает место встречи), стебётся над всей ситуацией, предлагая Джону стать на колени, и обсмеивает его предложение биться один на один. Джоник играет в благородство (эх, ничему тебя жизнь не учит, Джон Сноу), с виноватым взглядом пытается образумить психа, лепечет что-то про «кто за кого бился», а позже говорит, что просто хотел его разозлить и не надеялся на «дуэль». Ну не наивный? 

 

В итоге не Джон разозлил Рамси, а Рамси окончательно напугал Джона. Кульминацией сцены становится разговор о Риконе и демонстрация головы его лютоволка. Жутко и жалко…

Теперь ненадолго отступим от красивых параллелей и подумаем немного о Сансе. Поклонники очень по-разному оценили ее поступки в этой серии. Многие ее просто возненавидели за жестокость и равнодушие к жизни Рикона, а финальное появление в битве оценили как гордыню и честолюбие. Обозвали ее хитрой, лживой и подлой, мол, Джон от нее еще натерпится. Но в сложившейся ситуации я склоняюсь к другой оценке: что бы не двигало Сансой, но только ее решимость и неженская дальновидность спасла ситуацию. Да, ее отношение к Рикону немного удивляет, но она пытается мыслить холодным трезвым умом, и пытается донести до Джона, насколько всё серьезно – возможно потому ее слова и звучат столь бездушно. К тому же она элементарно боится за себя после того, что она видела от «мужа» и сколько пережила в процессе побега… Она умоляет Джона об одном – не поддаваться играм Рамси, но, забегая наперед, именно это Джон и сделает… Так разве Санса не права? Люди меняются, а на примере Старков нам это показывают особенно выразительно, и Санса стала расчетливей и решительней, может в дальнейшем она изменится еще сильнее, станет амбициозной и жестокой, но тогда мы ее будем оценивать уже в новой ситуации, а пока – она сделала все, что могла, для того, чтобы помочь брату.

КУЛЬМИНАЦИЯ. Это, бесспорно, битва. Первая битва – огненная, очень зрелищная и безоговорочно победная. Показана она очень кратко, и драматизма особого в ней нет – только сплошная пафосная победа. Драконы конечно впечатляют! 

Миниатюрная Дейенерис с легкостью ими управляет (не совсем понятно – как именно, ну да ладно), и они дружно и красочно испепеляют флот «господ». Параллели:

Вторая битва – та, которая «битва бастардов» - показана масштабно, долго, подробно, со вкусом и профессионализмом настоящих художников-баталистов (это я про режиссеров и постановщиков). Нам показывают панорамные съемки поля битвы, детали войск, отдельных героев, среди которых красиво разъезжает верхом Джон Сноу. Мы послушно впечатляемся масштабами происходящего.

Враг тоже не дремлет и применяет психологически-устрашающие приемы, расставляя по полю кресты с горящими подвешенными трупами, символизирующие болтоновское знамя. Джон всё еще надеется сражаться честно, но Рамси как настоящий узурпатор и псих диктует свои правила игры. На сцене появляется несчастная разменная монетка – Рикон, которого Рамси принуждает сыграть в смертельные кошки-мышки. Уверенный в своем превосходстве, надменный и кровожадный, он демонстративно не смотрит в сторону от мишени и, почти не целясь, намеренно промазывает. Рикон в панике продолжает бежать, причем постоянно прямо (а мог бы и попытаться увернуться), и тут эта паника передается Джону. Профит! Рамси четко добивается своего – меткий стрелок, он трижды (как в сказках – символическое число «3») стреляет из лука и убивает свою «мышку», но одновременно «попадает» и в свою тактическую цель – в Джоника: предводитель отделен от своего войска, добрейшая душа спешит спасти брата, хотя в этот момент становится очевидно уже не только Сансе, а всем нам – Рикону конец. 

Но главное – он всё равно теряет брата, но при этом чудовищно подставляется сам…

Джон в шоке, зрителю его безумно жалко, Рамси в шоколаде – провокация удалась: Сноу как дурак стоит «один в поле воин» в километре от своих людей – хочешь стреляй в него, хочешь конями топчи, и главное – он сам сюда пришел. Вот то, о чем говорила Санса – все играют по правилам Болтона в его мерзкие жестокие игры. «И полетели ножи… и…» (с) Бой начался. Рамси цинично расстреливает лошадь Джона, тот поднимается на ноги, и вот тут, похоже, у него и наступает первое осознание, прозрение, я бы даже сказала «откровение» - что я тут делаю и на что я рассчитывал?!?! Нет, отважный Джоник не боится и не трусит, он достает меч и готов биться, но до него, наивного, доходит наконец вся бесперспективность его положения – очевидно, ему тоже конец. Я, как настоящий поклонник героя, в этот момент готова была попрощаться с ним навсегда((( 

Но вот конница рванула в атаку, шикарные слоу-мо съемки, а Джон растерялся напрочь и буквально не знает куда себя деть))) Но не умер, хоть явно этого и ожидал. Дальше следует долгая кровавая сцена «Смешались в кучу кони люди» (с), которую я не хочу описывать в силу нежной женской психики (мне ее и смотреть-то страшно было), хотя она своей масштабностью этого заслуживает – ибо превзошла всё, что было ранее в ИП. Джоник в пылище и кровище, но неуязвим как заговоренный, Рамси только и успевает кричать лучникам «Залп!», штабелями валятся трупы, выжидательная тактика полетела к чертям, Давос ведет свою часть войска в атаку, хотя главная идея была совершенно противоположной (опять Рамси всех заставил играть по своим правилам, и опять Санса была права). Несколько минут – и войско Джона Сноу окружено и обречено. Великан пытался пробить кольцо – но ему никто даже оружия не выдал, поэтому успехи его невелики. Вот тут наступает второе «озарение», и не только у Джоника – а у всех его соратников: им конец, теперь уж точно. Проигрыш такой предсказуемый, такой очевидный, что даже несмотря на отчаянные попытки бороться до конца (один только дикий Тормунд-Тайсон чего стоил!), поражение это жалкое, бесславное и даже… (сорри) позорное. Тактически позорное(((

Поклонники рыдают перед экранами. Занавес. Нет, жестокие сценаристы на этом не останавливаются: помимо разгрома войска, они предлагают полюбоваться еще и на бесславную кончину Джоника. Одно дело погибнуть в пылу битвы, с мечом в руке, - и совсем другое быть затоптанным, задушенным собственным войском, которое превратилось в паникующую безумную неуправляемую толпу… Вот это был высший накал драматизма! Те поклонники, которые не разрыдались ранее – теперь точно в слезах и истерике. В этот момент символическую тройку «прозрений» (опять «3») завершает последнее «откровение» Джона Сноу – конец не только битве, всему его войску, конец и ему самому – «бессмысленный и беспощадный»…

Но еще пару секунд Джон задыхается, вызывая у меня жуткий приступ клаустрофобии, и вдруг все его душевные силы мобилизуются, подключаются силы физические – и рывком, последним усилием он освобождается.

…и видит, что обстоятельства битвы изменились: появилась та самая (лично для меня ожидаемая и предсказуемая) «третья сила», которая изменила ход событий. На фоне довольно ухмыляющихся Мизинца и Сансы несется в гущу битвы славное войско рыцарей долины Аррен. 

Расстановка сил быстро меняется, и вот уже хитрый Болтон, спасая свою шкуру, трусливо убегает в замок Винтерфелл. Наши доблестные герои во главе с великаном спешат за ним, но именно великана они и теряют – он, все также безоружный, погибает от стрелы Рамси. Великана очень жалко, тем более он существо редкое, практически занесенное в «Красную книгу» Семи королевств… Последняя символическая «тройка» - это три стрелы Рамси, выпущенные в Джона, от которых он ловко загораживается щитом – и всё, наступает победа…

РАЗВЯЗКА. После красочной огненной победы драконов развязка этой сюжетной линии предлагает нам новую историю: эмансипированный «бабский» союз Дейенерис и Яры. Через сарказм и шутки пробиваются условия их сделки: не знаю, насколько реально выгодна она Дени (время покажет), но опальные Грейджои явно получили колоссальное преимущество в своей ситуации – слава королевы драконов теперь разнесется далеко… 

Развязка «битвы бастардов» какая-то тихая и мрачная, наверное потому, что все понимают, какой всё-таки случайностью была эта победа. Тихо и без пафоса меняют флаги на замке, Санса беседует с Джоником и уходит вершить свою месть. 

Я в начале статьи сказала, что в Сансе проснулось что-то старковское – но после финальной сцены всё изменилось… Нет, в ней проснулось что-то болтоновское… 

Итак, серия оказалась безумно динамичной и волнительной, несмотря на всего лишь две локации. Игра актеров была на высоте – особенно пришлось потрудиться Киту и Ивану, и они просто молодцы! Чтобы не завершать обзор на мрачной ноте (как это было с самой серией и оставило лично у меня неприятный осадок) – покажу еще немного параллелей идеи «льда и огня», которые любезно накопали поклонники)))

Автор: ПетровNa

Специально для http://www.info-whiskey.ru

 

Категория: Игра престолов | Просмотров: 1475 | Добавил: Whiskey | Теги: 6 сезон, 9 серия, обзорная статья, Игра престолов | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
ad">
Скоро новый год!
Наш опрос
Новости о каком сериале и его актерах вы хотели бы читать?
Всего ответов: 22
Журнал "МагикВест"
Мы в соц. сетях
Календарь
«  Июнь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Облако тегов
Новое на сайте
Twitter
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Нас сегодня посетили

Друзья сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика