22:03 Игра престолов. Джордж Мартин приехал в Россию и рассказал, почему он такой жестокий | |
Мартин прибыл в Петербург на фантастическую ассамблею, которая стартует 18 августа. В ее рамках автор «Песни льда и пламени» (и не только, как подчеркнул он на пресс-конференции) проведет ряд мероприятий, включая общение с фанатами в книжном магазине «Буквоед», чтение отрывков из книги и многое другое. В Питер он добрался прямиком из Хельсинки, где только что прошел фантастический конвент – то есть с корабля на бал. Писатель два часа отвечал на вопросы журналистов из Москвы и Петербурга, которым накануне были выданы строгие инструкции о том, что у Мартина спрашивать не следует. Можно догадаться и без инструкций: это вопросы о финале «Игры престолов». Все держали себя в руках, как могли - но все равно спрашивали исключительно о сериале и книгах из цикла «Песнь льда и пламени» - хотя в этом году, например, исполняется 30 лет циклу «Дикие карты», о чем напомнил сам писатель. Я своей очереди задать вопрос о грядущем сериале по циклу так и не дождалась – зато про президента Путина журналисты спросили дважды, вопреки нежеланию писателя разговаривать о политике. Тот объяснил, что ничего в российской политике не понимает, поэтому и не может говорить о ней компетентно, и предложил нам самим с нею разбираться. Но о чем же говорили российские журналисты, если о самом главном спрашивать было запрещено? О вдохновении – откуда оно приходит, и какой у писателя был самый странный и интересный источник вдохновения: Вдохновение приходит из самых разных мест. С некоторыми книгами я точно знаю, откуда оно взялось: это жизненный опыт, встречи с людьми, что-то я прочитал в новостях. Но во многих случаях – не знаю, откуда что берется: из подсознания, из правого полушария мозга или из левого. Знаю только, что вдохновение внезапно здесь и готово воплотиться в книге. В 1991 году я начал писать роман «Авалон» - писал каждый день, написал уже 50 страниц, как однажды мне в голову пришла сцена, которая позже стала первой главой «Песни льда и пламени»: Бран видит, как обезглавливают человека, и щенки в снегу. Я не знал, что это вообще такое, и продолжил дописывать «Авалон». Затем взялся за эти образы и написал первую главу «Песни льда и пламени» за три дня. После чего понял, что будет во второй главе книги – ну, и так далее. Для этого цикла главным вдохновением для меня была Столетняя война, война Алой и белой розы. Также был впечатлен книгами Тэда Уильямса «Память, скорбь и терн» - конкрентно «Трон из костей дракона». Это невероятное качество фэнтези. Но откуда ко мне пришли эти первые сцены – Бран и щенки на снегу – я не знаю, и думаю, это и есть главное во вдохновении. О том, как он сопротивляется давлению в связи с огромной популярностью сериала «Игра престолов»: Давления становится все больше с годами, это да. Но я делаю все, что могу – работаю по семь дней в неделю с перерывами на воскресенье тогда, когда идет сезон американского футбола, я его фанат. За последние десять лет из-за популярности сериала и книг моя жизнь усложнилась, конечно. Раньше у меня был один ассистент, сегодня – пять, но времени все равно не хватает. Для меня лучший способ справиться с давлением – потеряться в истории. Открываю компьютер и попадаю в Вестерос. Лучшее время для меня – когда я обдумываю судьбу и характеры своих героев. О том, почему он такой безжалостный писатель, как он мог убить Неда Старка и зачем вообще так поступает?! Понимаете, до того, как стать писателем, я был читателем. И как читатель еще подростком я ненавидел то, что книги предсказуемы. Читаешь первые две главы – и уже знаешь, что будет дальше. Вот злодей, вот герой, его подстерегает опасность, но она не настоящая, обязательно что-нибудь случится, что его спасет. Поэтому я пишу книги, которые сам хотел бы прочитать – а я хочу читать неожиданные книги, которые меня пугают, вдохновляют, завораживают. Единственный способ написать такое - убить кого-то важного неожиданно. Тогда все понимают – это все реально, дальше случиться может все, что угодно. Поэтому я и убил Неда Старка. Причем запланировал это сразу - для того, чтобы потом его дети вышли на передний план. О том, как личные убеждения повлияли на отображение религии в книгах «Песни льда и пламени»: Я изначально хотел включить религию в книги. Великий пример – Толкин и его «Властелин колец»: несмотря на то, что писатель был католик, в книгах вообще никак не отражается религия, нет священников и храмов. О том, почему так, существует множество теорий. Я не хотел идти этим путем, я прочитал много книг о роли религии в средних веках и понимал, насколько тогда она была важна. Сам я был воспитан католиком, но позже стал скептиком, задавал неудобные вопросы, на которые священники не хотели отвечать. В итоге я забросил религию в колледже. При этом я не отрицаю ее важность в жизни людей и хотел исследовать этот вопрос в фэнтези. Многие могут сказать, что, по большому счету, религия и есть фэнтези. Мне хотелось посмотреть, как может подобная реальность, где волшебники воскрешают людей из мертвых, воздействует на мир. Думаю, сегодня такая религия была бы самой популярной. О той проблеме, которую он вывел после чтения Толкина – а что с орками? Как решить этот вопрос, не прибегая к геноциду. В книгах Мартин нашел изящное решение: абсолютный враг - мертвецы, нет моральной проблемы их убить. Но такой абсолютный враг серьёзно упрощает все внутренние конфликты. Я никогда не хотел критиковать Толкина, но у него взгляды на королевское правление были средневековыми. Вот он написал – Арагорн стал королем и правил мудро и хорошо. Но ведь это очень трудно делать. Как угодить всем7 Что Арагорн сделал с орками за это время – устроил геноцид, сделал их рабами, отправил в концлагеря, провел реабилитацию, открыл школы для орков, научил не есть людей? Мы всего этого не знаем. В моих книгах нет орков – там в основном люди, и я предпочитаю в их действиях серые оттенки, а не черно-белые. Я хотел показать, что, скажем, Ланнистеры – враги для Старков, но герои для своего народа. Мы, люди, сложные существа. Каждый из нас имеет возможность делать добро или зло. Зло вообще – это точка зрения: кому-то оно может быть добром. Что касается моего абсолютного врага – Белых Ходоков, то я еще не закончил книги, поэтому пока что не могу давать о них комментарии. О том, есть ли для героев какие-нибудь правила – как выжить в книгах: Мир Вестероса построен на тех же правилах, что и наш мир. Поэтому никаких особых правил я не знаю. Есть, например, обстоятельства: не участвуй в битвах – тогда проживешь дольше. Но вообще – валар моргулис: все мы смертны, даже в этой комнате. Если только, конечно, не будет какого-то прорыва в медицине в этом планею О том, влияют ли хакерские утечки и слитые сценарии на сериал и работу над книгами: На мою работу это никак не повлияет. Моя забота – книги, которые от сериала не зависят. Я не понимаю паники из-за утечки сценария. Всем ведь известно развитие сюжета. Когда еще сериал был по уже вышедшим книгам, все знали, что будет дальше. Но знать, что будет – не то же самое, что пережить опыт от просмотра. Можно все перечитать и пересмотреть еще раз и получить удовольствие – в этом и есть большая сила искусства. Перечитывание «Войны и мира» не станет хуже от того, если знаешь, что Наполеон победил, ведь так? О том, что для него современное фэнтези и какова современная миссия писателя фэнтези: Мы все создаем новые вселенные. В жанре фэнтези самое важное, начиная с Толкина – это локации. Для других жанров главнее могут быть сюжет, персонажи, но для фэнтези важнее всего – проработка мира. Многие художники, например, используют идеи Толкина по локациям,с амии тог не осознавая. Смотришь на картину – и узнаешь Ривенделл или Шир. Потому что этот мир уже существует в наших головах. Лучшее фэнтези – это создать мир, как сделал Толкин. До него фэнтези писали языком сказок: жил-был король, у него была дочка, был злодей, которому он противостоял. Но Толкин создал живой мир, и после него все изменилось. Я также стремился к этому. Для автора фэнтези сосздать мир, который живет в головах людей – приоритет. О том, был ли он сам на местах съемок сериала: В начале съемок я был в Шотландии, в Белфасте, который был основной локацией. Также был на Мальте, в Марокко. Мы там снимали пилотный эпизод, который никто не увидел (напомним, пилот был снят с другими актерами и затем переснят полностью – прим. THR). Я играл дворянина в большой шляпе на свадьбе Дейенрис и кхала Дрого, только меня вырезали. Но вообще моя основная работа – писать книги, так что я в основном сижу дома и пишу, а не мотаюсь по миру и съемочным площадкам. О том, изучил ли он русскую историю и что дотракийцы, возможно, списаны с монголо-татар: Я вдохновлялся азиатами при их создании, и монголами в том числе. Также на их образ повлияли индейские племена – шайены, например. Но вообще фэнтези – это микс всего. В дотракийцах естьи гунны, и скифы – все степные племена. Тут в Британском музее открылась выставка про скифов, где написано, что они и есть дотракийцы – это не так, конечно. Я вдохновляюсь историей, но не пишу книги, просто переименовывая оригинальные события. Микс – это же интереснее. Что касается русской истории – к сожалению, я ею не вдохновлялся, мне хватило Войны Алой и Белой розы. И на английском нет хороших детальных книг о русском средневековье (здесь издатели сообщили, что уже подобрали Мартину несколько таких книг на английском – прим. THR). О том, может ли современный российский автор влиять на мировую литературу так же, как Достоевский или Толстой: Не знаю, все возможно. Моя слава – это удача и божий промысел. Львиная доля успеха пришла после сериала, который получил мировое признание. Теперь №Песнь льда и пламени» переведена на 47 языков. Мне помогает еще и то, что сейчас в мире все говорят и читают на английском. Например, я только что вернулся из Хельсинки с фантастического конвента – и там все читали мои книги на английском, в финском переводе читали единицы. К сожалению, не так много писателей переводится на английский язык – а я бы хотел видеть больше влияния литературы и других культур. О том, брал ли он когда-нибудь фанатские теории в разработку: Фанатские теории никак не влияют на мои книги. Я пытаюсь не читать эти теории, хотя это трудно сделать, потому что люди пишут мне емейлы. Никакие фанатские сообщества я сейчас не читаю – хотя в конце 90-х, когда вышла вторая книга, я пошел на форумы и читал, что там пишут. Но быстро понял, что не хочу ничего знать о фанатских теориях. Среди них есть глупые, и все они могут заставить меня что-то изменить, заставить бояться, что читатели угадали сюжетный твист, и мне надо срочно что-то переделать. Это было бы неправильно, я все распланировал еще в 90-х годах и не хочу ничего менять! Я, конечно, встречаюсь с фанатами на конвентах и в книжных магазинах, но теории слышать не хочу, избавьте меня от них! О том, списывал ли он своих персонажей с реальных людей – соседки или учительницы? Когда придумываешь персонажей, используешь все ресурсы – от истории до людей из телевизора. В «Песне льда и пламени» нет людей из реальной жизни – но они есть в других моих книгах. Все ж забыли, что у меня есть много других работ, и я до этого цикла писал уже 20 лет. Скажем, в цикле «Дикие карты» есть персонаж, который во многом основан на мне самом. Разве что он супергерой и обладает телекинезом – а у меня нет такой способности. Вообще, чтобы придумать хорошего персонажа, надо найти в нем хорошие человеческие черты. Неважно, американец это или русский, женщин или мужчина, старый или молодой, богатый или бедный – эти различия минимальны, а общего у нас у всех больше: стремление к власти и комфорту, желание прославиться. Да, я никогда не был гномом, не ел людей и не был 12-летней девочкой – но могу все это пережить в книге. Главное же переживание – как бы я чувствовал себя, окажись на месте персонажа. Для этого приходится заглянуть внутрь себя. О том, были ли случаи, когда хотелось глобально изменить судьбу персонажа после публикации книг: Нет, я удовлетворён судьбой персонажей в книгах. Сериал, правда, все усложняет: ты видишь актеров, общаешься с ними, дружишь – и испытываешь чувство вины, потому что знаешь, что его через два месяца уволят, так как он умрет в страшных муках! Поэтому для сериала были некоторые изменения, но книги были написаны до него, так что я ничего в них не переписывал. О своей новой монументальной работе «Пламя и кровь»: Я к этой идее подошел с черного хода. Пару лет назад мы делали артбук по «Песне льда и пламени» с иллюстрациями про Вестерос. В книге было всего 120 слов. Я работал вместе с создателями сайта о Вестеросе, которые детально изучили все книги цикла, и в конце мы решили сделать несколько примечаний, для которых я написал параллельные истории на 50 тысяч слов. Позже создатели сайта дописали эти истории до 70 тысяч слов. В итоге мы решили вырезать это все из артбука и написать новую книгу про историю Таргариенов. Это очень необычная книга – историческая монография про вымышленных людей и мир. Со всеми примечаниями это уже 350 тысяч слов! Сейчас мы дошли до Эйгона Третьего. Книга выйдет в следующем году, а в конце года глава из нее – «Сыновья дракона» - появится в антологии «Книга мечей». О том, как он относится к пародиям на себя: Это очень странно. Как писатель ты стремишься к популярности своих книг, а не себя, и не думаешь, что именно тебя будут пародировать. Но вот обо мне уже есть скетчи на SNL, в «Южном парке», Конан О’Брайен недавно сделал смешной выпуск. Это круто, но я никогда на такое не рассчитывал. Ощущения странные, но это – часть славы. О том, какие места в Петербурге он бы хотел посетить: Хочу увидеть Эрмитаж, я слышал о нем всю жизнь – о Зимнем дворце, который сыграл такую ключевую роль в истории России. Также видел много красивых зданий в городе, хотел был прогуляться и увидеть их побольше. Но я не могу нормально исследовать достопримечательности в путешествиях потому, что меня везде узнают. Это необычно для писателя, как я уже говорил. Куда бы я ни пошел – все знают, кто я, хотят сфотографироваться, взять автограф и сделать сэлфи. Это приятно, конечно, но людей слишком много, и я не могу общаться со всеми, поэтому и не хожу в туристические места. Источник: The Hollywood Reporter Russia | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Наследие [72] |
Ривердейл [454] |
Ведьмак [20] |
Зачарованные [101] |
Этерна [1] |
Флэш [266] |
Ходячие мертвецы [140] |
Люцифер [145] |
Чужестранка [294] |
Открытие ведьм [7] |
Дневники вампира [566] |
Древние [145] |
Игра престолов [1013] |
Волшебники [110] |
Стрела [244] |
Расскажи мне сказку [15] |
Новости сайта [22] |
Новинки кино [10] |
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Июль
- 2016 Август
- 2016 Сентябрь
- 2016 Октябрь
- 2016 Ноябрь
- 2016 Декабрь
- 2017 Январь
- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Июль
- 2018 Август
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Май
- 2019 Июнь
- 2019 Июль
- 2019 Август
- 2019 Сентябрь
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2019 Декабрь
- 2020 Январь
- 2020 Февраль
- 2020 Март
- 2020 Апрель
- 2020 Май
- 2020 Июнь
- 2020 Июль
- 2020 Август
- 2020 Сентябрь
- 2020 Октябрь
- 2020 Декабрь
- 2021 Январь
- 2021 Февраль
- 2021 Март
- 2021 Апрель
- 2021 Май
- 2021 Июнь
- 2021 Июль
- 2021 Август
- 2021 Сентябрь
- 2021 Октябрь
- 2021 Ноябрь
- 2021 Декабрь
- 2022 Январь
- 2022 Февраль
- 2022 Март
- 2022 Апрель
- 2022 Май
- 2022 Июнь
- 2022 Июль